понедельник, 21 марта 2011 г.

Кто должен это делать?

Уважаемые коллеги! 
Предлагаем познакомиться с ситуацией  (размещенной в этом посте ниже) и рассудить спор педагогов
  • Близка ли вам эта ситуация? 
  • Кто же все-таки должен предупреждать детей об опасностях, подстерегающих их в сети Интернет?
Свои комментарии и мнения оставляйте в комментариях к этому сообщению. Не забывайте подписывать свои сообщения.



Спор в учительской
После уроков учительская была заполнена педагогами. Кто-то заскочил сюда выпить чайку, кто-то заполнить журналы, а кто-то просто вел задушевный разговор с коллегами о прошедшем учебном дне. Тихонько приоткрылась дверь и в учительскую вошла Ольга Ивановна, учитель биологии. Явно он была чем-то озадачена и обескуражена. Подойдя к Петру Сергеевичу, учителю информатики, она спросила:
-Петр Сергеевич, а Вы на уроках информатики знакомите детей с правилами работы в сети Интернет?
Петр Сергеевич ответил:
- Конечно, я стараюсь рассказывать, но не всегда хватает времени…А что случилось?
- Понимаете, мы сейчас с детьми проводили урок в компьютерном классе и зашли на сайт для поиска нужной информации. На экране появилось сообщение об участии в лотерее, некоторые дети перешли по предложенной ссылке, после чего экраны мониторов на нескольких компьютерах были заблокированы. Я теперь не знаю, что делать.
- Только подумайте! А Снегирев из 8 Б изменил мой пароль для входа в компьютер, установленный на моем рабочем месте, - поддержала тему Елена Станиславовна, учитель физики.
- Вчера девочки из 10 класса рассказали, что недавно познакомились с какими-то молодыми людьми через Интернет и те предложили им встретиться. Пришлось объяснить, что подобные знакомства могут быть опасны.
- А я дома своим детям вообще не разрешаю ходить в Интернет! Ведь там столько пошлостей!
Петр Сергеевич попытался прервать поток высказываний:
- Уважаемые коллеги! А, собственно, почему вы мне это все высказываете?
- А кому же еще?! Вы же учитель информатики, а кто как не учителя информатики должны объяснять детям о правилах безопасной работы в сети Интернет?!
На что Петр Сергеевич возразил:
- Позвольте! Но ведь это вы отправляете детей на сайты, и именно к вашим урокам ученики готовят всякие там доклады и рефераты! А кто из вас, учителей-предметников, инструктирует детей о правилах работы в Сети?
- Да с чего Вы взяли, что это должны делать учителя-предметники!

Примечание:  
  • при написании комментария используйте подпись комментариев ИМЯ /URL, при этом в поле Имя введите свое ФИО, в поле URL - ничего не пишите. 
  • ваши комментарии будут опубликованы в течении дня после проверки модератора
 

36 комментариев:

  1. Татьяна Гришина26 марта 2011 г. в 00:54

    Считаю, что предупреждать детей об опасностях, подстерегающих их в сети Интернет должны все участники процесса обучения - начиная с родителей и заканчивая каждым учителем-предметником, который использует Интернет в своём преподавании предмета. Ведь все учителя-предметники учат детей грамотно писать, читать, считать. Почему бы учителям и не научить детей правильно искать информацию в Интернете?

    ОтветитьУдалить
  2. Елена Иванова26 марта 2011 г. в 02:22

    Я считаю, что правилам безопасного пользования Интернетом детей должны обучать все:и родители, и учителя всех предметов; а помочь и научить правильно искать информацию в Интернете должны учителя информатики. Иначе зачем во всех программах по информатике есть специальные разделы, а в школах есть кабинеты информатики, оборудованные компьютерами, где дети на практике могут попробовать разные методы поиска информации и сравнить их между собой, определяя наиболее эффективные?

    ОтветитьУдалить
  3. Конечно, все участники спора могут напоминать детям о правилах работы в сети, если сами их знают. Главное, по спору видно, что ни кто из них не остается равнодушным к данной проблеме. Значит надо выработать единую стратегию, не перекладывая вину друг на друга. Например, провести обучающий семинар как для педагогов, так и для учащихся.

    ОтветитьУдалить
  4. Светлана Одегова26 марта 2011 г. в 23:35

    Уважаемая Надежда, спасибо вам за ваше мнение. А кто будет проводить семинар? А после проведения семинара для педагогов предполагается, что каждый учитель будет уделять время на обучение детей безопасности при работе в сети, я вас верно поняла?

    Просьба к Надежде и ко всем будущим участникам обсуждения - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ полными данными - ФИО.

    ОтветитьУдалить
  5. Небольсин Константин Александрович27 марта 2011 г. в 15:32

    Я считаю, что в первую очередь такими вопросами должны заниматься РОДИТЕЛИ. Совсем недавно я выступал на расширенном родительском собрании, где доводил до родителей информацию о том какими методами мы фильтруем ресурсы, которые дети посещают на школьных компьютерах. Многие родители задавали мне такие вопросы: "А зачем нам это? Мой ребёнок умеет пользоваться интернетом" или "А что толку от фильтрации,если они и дома зайдут куда попало". Подобные вопросы наводят на мысль, что в первую очередь необходимо научить родителей как пользоваться интернетом, научить определять круг безопасных ресурсов, и рассказать о том как от них защититься. А вот каким образом они доведут это до детей-это уже зависит от родителей. Слишком часто родители думают, что достаточно "сдать" ребёнка в школу и забыть о его воспитании-это непреемлемо. Конечно сотрудники ОУ обязаны объяснять и инструктировать детей о правилах пользования интернетом, но основная ответственность лежит именно на родителях.

    ОтветитьУдалить
  6. Елена Петровна Крыгина27 марта 2011 г. в 18:28

    Все участники процесса обучения должны заботиться о безопасном поведении школьников в сети. А посильный вклад родителей, учителя информатики, учителей-предметников, даже классного руководителя окажется разнообразным. Кроме предупреждений и ограничений взрослых в различных видах, помочь может личный опыт их сверстников, столкнувшихся с такими опасностями в сети Интернет. Поддерживаю предложение Надежды организации семинара (в виде обмена впечатлениями). Организация, скорее всего, ложится на плечи администрации школы, а провести его могут учителя информатики, учителя-предметники, активно использующими сеть для поиска познавательной информации. И обязательно должны к этому вопросу подключиться родители. Но зачастую учителя-предметники, да и родители не подозревают обо всех возможных опасностях.

    ОтветитьУдалить
  7. Татьяна Ивановна Бояринова27 марта 2011 г. в 20:11

    В школе работу в Интернете контролирует учитель, который позволил ученику войти туда. Это бесспорно и должен объяснить детям о правилах безопасной работы в сети Интернет, независимо учитель информатики или иностранного языка. Родители также контролируют работу с Интернет своего ребенка, но уже дома. На помощь родителям могут прийти и учителя, которые компетентны в этом вопросе. Для ребят необходимо составлять всевозможные памятки, инструкции, ссылки на сайты, которые не опасны.Все должны друг с другом быть одной командой, только тогда наши дети будут ограждены от опасностей Интернет.

    ОтветитьУдалить
  8. Дымченко Оксана28 марта 2011 г. в 01:01

    Я считаю, что учителя-предметники не должны обучать правилам пользования интернетом, т.к. на это должно уходить достаточно много времени. Но те же учителя-предметники при рекомендации детям поиска информации в интернете, должны давать конкретные ссылки, чтобы ученик не искал и не пробовал использовать подозрительные сайты, а при включении интернета, сразу нашел нужный адрес. А вот учитель информатики всетаки должен включить в свой план обучение безопасному использованию интернета. Ведь многие родители ничего не понимают ни в компьютере, а особенно в интернете - так как же научить ребенка. Безусловно, первые азы даст учитель информатики

    ОтветитьУдалить
  9. Василика Е.С.28 марта 2011 г. в 10:35

    Я считаю, что учитель информатики прав, потому что давая задание, связанное с Интернетом учитель - предметник должен предупреждать об опасностях, которые их могут встретить "путешествия" по Интернету. Но с другой стороны учитель информатики должен на своих уроках рассказывать об этих опасностях. Можно оформить это в виде буклета или презентации.

    ОтветитьУдалить
  10. Так как я работаю в дошкольном учреждении, тема мне не особо близка. Но так как я мама, и мой пятилетний сын уже вовсю использует Интернет, играя во флеш-игры, тема для меня очень актуальна! Перекладывание ответственности на других - не конструктивный вариант решения проблемы. Рада, что в комментариях предлагают конкретные варианты. Мне кажется, только сообща можно добиться результата. Очень импонирует вариант, когда учитель отвечает за надежность ссылок на ресурсы, которые он предлагает использовать для обучения.

    ОтветитьУдалить
  11. Сидорова Татьяна Владимировна28 марта 2011 г. в 20:33

    Ситуация близка. Предупреждать детей об опасностях, предостерегающих их в сети Интернет, должны все участники обучения. Однако возможностей и знаний о том, как грамотно объяснить и предостеречь ребенка о существовании угроз и методах их предупреждения, на сегодняшний день гораздо больше у учителей информатики. Ведь именно на этих уроках дети систематически занимаются на компьютерах, где и должны впитывать азы безопасности Интернета. Я не снимаю ответственности с других участников обучения, но им пока трудно самим с этим разобраться, не хватает зачастую элементарных знаний. Думаю, что со временем - это превратится в общее дело всех неравнодушных взрослых.

    ОтветитьУдалить
  12. Бушуев Вадим Викторович29 марта 2011 г. в 19:21

    Первый шаг к защите детей в Интернете – осознание этой необходимости. К сожалению, как видно из предложенного спора в учительской не все учителя это осознают, а стараются переложить ответственность друг на друга. А количество негативных интернет-ресурсов всё время растёт. В таких условиях вопрос защиты детей должен стать неотъемлемой частью заботы всех участников образовательного процесса. Однако, несмотря на очевидность этого вывода, не все учителя способны обеспечить своим ученикам безопасность в Интернете. Причина отчасти в том, что выбор действительно эффективных способов защиты не так уж велик.

    ОтветитьУдалить
  13. Евгения Кучеренко29 марта 2011 г. в 20:21

    В наше время, когда дети уже с 3 лет сидят за компьютером, правила пользованием Интернетом, по моему мнению, должны прививаться именно с этого возраста точно также как и "Здравствуйте" сказать или "Осторожно, горячий утюг!". Поэтому в первую очередь, конечно, родители должны прививать у детей правильные манеры общения с Интернетом. Тогда и учителям, будь то предметник или классный руководитель, будет легче в дальнейшем.

    ОтветитьУдалить
  14. Алена Одинцова29 марта 2011 г. в 20:59

    Я считаю, что для адекватной стратегии защиты обучающихся от интернет-рисков должна слаженно работать следующая цепочка: администрация + учителя информатики + учителя предметники (классные руководители)+ родители.
    Администрация должна разработать политику приемлемого использования Интернета в ОУ.
    На вводных уроках по технике безопасности учителя информатики обязательно проводят инструктаж по информационной безопасности и правилам поведения в сети Интернет. Не забываем все те же фильтры и контроль системного администратора.
    Каждый учитель должен понимать, зачем он отправляет детей в Интернет. Варианты обеспечения безопасности учителем-предметником : закрытые системы обучения ( такие как Moodle), постановка конкретной учебной задачи, список проверенных ресурсов.
    Классным руководителям необходимо проводить беседы с родителями.
    Так же учителя могут привлекать родителей к совместному участию с детьми в различных сетевых проектах.

    ОтветитьУдалить
  15. К сожалению, мнение, что об опасностях Интернета должен сообщать учитель информатики - прочно "вбито" вголову учителей-предметников. А вот я как учитель русского языка, литературы и основ проектной деятельности каждую четверть начинаю с урока о напоминании опасностей Интернета, поскольку современные дети имеют свойство многое забывать. На родительских собраниях также постоянно приходится повторять: контролируйте работу ваших детей в Интернете. Также я веду статистику посещений моими детьми сайта "В Контакте" (статистика неутешительна).

    ОтветитьУдалить
  16. Ирина Гагарина30 марта 2011 г. в 15:09

    Конечно же правилам безопасного использования Интернет должны детей обучать все. Начиная с родителей.Так как в наш век поголовной компьютеризации первое знакомство с компьютерои начинается с мало мальски сознательного возраста. У ского то с 5 лет, у кого то с 3, а может быть и с 1,5 лет.Поэтому первые азы пррививают родители. Начиная со школьного возраста это педагоги школы. И не только учитель информатики.А и учитель начальных классов и учителя предметники. Да и не нужно исключать дополнительное образование.(Кружки, секции).

    ОтветитьУдалить
  17. Дубцова Ольга30 марта 2011 г. в 19:37

    К сожалению никогда раньше не задумывалась над этим вопросом. Работать с интернетом начала не очень давно, "наобум" и понимала, что от современных детей сильно отстаю - не хватало знаний и навыков. При знакомстве с материалами этого семинара узнала много нового, интересного. Всвязи с тем, что дети очень рано знакомятся с интернетом, то азы безопасности должны объяснять родители и начиная с начальной школы на родительских собраниях нужно об этом напоминать. Никто лучше родителей не проконтролирует, чем их ребенок занимается в интернете. Учитель только может проинструктировать. К сожалению нас учителей также необходимо учить безопасной работе с интернетом. Думаю, этим вопросом лучше учителей-предметников владеют учителя- информатики.Спасибо организаторам семинара за эту актуальную тему!

    ОтветитьУдалить
  18. Светлана Жерлицына30 марта 2011 г. в 20:15

    Прежде чем обучать детей правилам безопасного использования Интернет, необходимо устроить всеобуч для родителей и всех учителей. Повторюсь, всех учителей - предметников. И учителя , и родители имеют лишь смутное представление о правилах безопасности. Так чему они смогут научить детей? Старшеклассники сами могут обучить кого угодно, только мы - учителя очень редко прибегаем к помощи детей. А в процессе обучения должны принимать участие абсолютно все: родители, дети и учителя.

    ОтветитьУдалить
  19. Астапова Александра Анатольевна школа3230 марта 2011 г. в 20:31

    В наше время быстрыми темпами развиваются информационные технологии и зачастую учащиеся с этими технологиями справляются быстрее чем взрослые. Вопрос о том кто должен нести ответственность за пользованием интернетом лежит в первую очередь на родителях. Они являются ответственным лицом за жизнь и здоровье ребенка. Но зачастую родители сами не знают какую угрозу несет интернет. Ответственный родитель должен быть впереди планеты всей.Перед тем как их дети начнут осваивать интернет, неплохо убедиться, что все понимают, что следует и что не следует делать в Сети. Можно написать кодекс поведения, которому все согласны следовать. В этом кодексе прописаны правила, что можно делать ребенку, а что нельзя. Можно прописать пункт содержащий ту информацию, что будет если ребенок нарушит пункт кодекса. В школах при посещение интернета хорошо работает система фильтрации поэтому на рекламу дети не могут попасть. Учитель информатики несет одинаковую ответственность с учителями предметиками они должны периодически напоминать учащавшимся о правилах безопасности в интернете

    ОтветитьУдалить
  20. Оксана Петровна Штейнбок3 апреля 2011 г. в 00:47

    Если учитель, не важно какой предмет он преподает, отправляет ученика на поиски информации в сеть, то он должен напомнить ребенку о правилах безопасного использования Интернета. Кроме того необходимо заранее просмотреть информацию, которую будут искать дети. Наверно у учителей информатики больше возникает необходимости проводить инструктажи по работе в сети, но ответственность за БЕЗОПАСНОСТЬ несут все участники образовательного процесса. И конечно, не лишним будет напоминать о безопасном использовании сети Интернет родителям на собраниях в школе.

    ОтветитьУдалить
  21. Тема как никогда актуальна и остра. Учителя, отправляя детей в Интернет, подчас не задумываются о том, что или кого их ученики могут там встретить. Моему ребенку 6 лет. Он часто просит скачать какую-нибудь игру из Интернета или найти сайт с интересной информацией, например, Галилео или Дисней. Но работает он только под моим присмотром. И все его пароли я знаю.
    А что может без контрольно обнаружить ребенок. Ведь многие учителя поступают так: сажают за свой компьютер, сообщают все свои пароли и оставляют детей в своей кабинете. А потом вдруг удивление: кто это на мой компьютер скачал ненужный фильм или лазил на сайт одноклассники или т.п.

    ОтветитьУдалить
  22. Полынова Светлана Владимировна3 апреля 2011 г. в 13:16

    Существует немало серьезных рисков,с которыми дети сталкиваются онлайн.Если ребенок только начал общение с Интернетом, необходимо познакомить его с практическими способами безопасной работе в Интернете. Залогом безопасной работы в сети Интернет является соблюдение основных правил, с которыми должны познакомить детей как учителя, так и родители.

    ОтветитьУдалить
  23. Зайнутдинова Лилия3 апреля 2011 г. в 17:21

    Моё мнение, что все должны принимать участие в воспитании и обучении детей использованию интернета. И это нужно начинать ещё в детском саду, с применением детского интернета, детских поисковиков и т.д. У меня созрела идея, может и не новая, но всё таки... Нужно разработать специальную программу в которой будут якобы различные вирусы, предложения знакомства, различного рода лотереи и т.д. Думаю с такой программой можно практически, а не теоретически предупреждать детей об опасностях, подстерегающих их в сети Интернет.

    ОтветитьУдалить
  24. Цыплакова Лариса4 апреля 2011 г. в 13:37

    Согласна с мнением большинства-все кто посылает детей в Интернет, берут ответственность за его безопасность в сети на себя. Поэтому не лишним будет каждый раз приводить примеры из жизни.

    ОтветитьУдалить
  25. Денисова Людмила Юрьевна6 апреля 2011 г. в 23:21

    Да,ситуация нам эта близка и знакома.Подобные споры можно услышать и в нашей учительской.Я считаю, что предупреждать детей об опасностях, подстерегающих их в сети Интернет, должны все: и родители, и учителя-предметники, и учителя информатики.Но,наверное, наиболее квалифицировано это могут сделать последние.Учителя- предметники порой пренебрегают подобными инструкциями не из-за злого умысла,им просто не хватает времени урока для отработки определенных навыков,для объяснения новой темы...

    ОтветитьУдалить
  26. Оксана Одегова7 апреля 2011 г. в 08:45

    Я считаю, что учить детей работе в сети Интернет должны не только учителя информатики, но и родители. Ведь знания, полученные в школе, желательно бы закреплять и дома, так дети быстрее поймут, какие опасности могут встречаться в Интернете. Не надо забывать, что, прежде чем давать детям задания в сети, надо проинформировать их о правилах работы в Интернете.

    ОтветитьУдалить
  27. Краснокутская Татьяна Геннадьевна7 апреля 2011 г. в 16:53

    Знакомить учащихся с правилами безопасной работы в Интернет должны все вместе: и учитель информатики, и учителя-предметники, и родители. Конечно, по чисто техническим вопросам никто не проконсультирует лучше, чем информатик, но про общие вопросы должны говорить все, постоянно.
    При этом огромное значение имеет общий культурный уровень и характер самого человека (ученика в данном случае). Можно отлично ЗНАТЬ обо всех опасностях и правилах и быть безупречно технически подкованным, но все равно пройти по какой-нибудь «завлекательной» ссылке или открыть подозрительное вложение просто потому, что ХОЧЕТСЯ. А это уже вопрос воспитания и интересов, и здесь главную роль играют родители (плюс учителя, конечно).

    ОтветитьУдалить
  28. Платошина Надежда7 апреля 2011 г. в 20:58

    Интернет давно не является инструментом одного предмета - информатики. Поэтому напоминать о правилах безопасности должен тот, кто направляет детей в Интернет. Вот если учитель-предметник не знаком с этими правилами, то ему самому следует обратиться за помощью к информатику.

    ОтветитьУдалить
  29. Царькова Ирина Сергеевна7 апреля 2011 г. в 21:29

    Согласна с большинством мнений - каждый учитель ответственный за безопасность работы детей в сети интернет. Если учителя нашли пользу использования интернет ресурсов для своих уроков, то обязательно должны использовать их грамотно, т.е. безопасно.

    ОтветитьУдалить
  30. Копылова Елена Павловна7 апреля 2011 г. в 21:31

    Тема безопасности работы в сети Интернет рассматривается на уроках информатики в 9, 11 классах. В среднем звене эти темы информатиками не рассматриваются, да вообще в этом году и информатики в 5-7 классах просто нет. В младшей школе безмашинный вариант изучения предмета. Что же получается - скложить весь груз ответственности только на учителя информатики не получается. Но... Что же может учитель-информатики организовать:
    1. надо подключать родителей (провести раз в год 20 минутную беседу на родительском собрании, например, пятиклассников, собрав всю параллель в актовом зале);
    2. обучать учителей-предметников (провести тематический семинар-ликбез по теме безопасного поведения в Сети);
    3. привлекать учеников-старшеклассников, которые могут легко подготовить и провести классные часы в 5-7 классах (в этом году при подготовке использовали подаренные Организаторами книги и диски по безопасности - замечательный материал).

    ОтветитьУдалить
  31. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  32. Самсонова С.И.Извечный вопрос: Кто виноват? Мне кажется надо искать не виновных, а самим начинать что - то делать. Лучше звучит "Если не я, то кто?" Если мы все будем принимать участие в разъяснении, чем опасен Интернет, то что - то и получиться. От нас самих многое зависит, мы можем привлекать для этой работы и детей и родителей.

    ОтветитьУдалить
  33. Согласна с Надеждой Платошиной: каждый педагог должен проводить с учащимися инструктаж по безопасности в Интернете. В идеале этим должны заниматься все: и педагоги, и родители. Но...
    Пытаюсь привлечь родителей к совместным дистанционным образовательным и творческим проектам. Рассылаю персональные приглашения каждому родителю, предлагаю им свою помощь по телефону, по электронной почте. Итог: большинство детей 2-3 классов сказали, что родители не стали с ними заниматься конкурсом, потому что были "заняты" в социальных сетях(((

    ОтветитьУдалить
  34. Кузнецова Евгения Васильевна7 апреля 2011 г. в 23:12

    УФ!я согласна с мнением учителя информатики:все участники учебного процесса должны заниматься проблемой безопасной работы учащихся в сети интернет.Педагогов-то кстати, тоже учат грамотному "общению" с Интернетом. Неплохо было бы, например, чтобы учитель того или иного предмета, давая ребенку задание, которое требует работы с интернетом, советовал бы еще при этом сайты безопасные и полезные. А то получается, как в сказке "пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что". в каком-то плане здесь и предметник несёт ответственность за работу ребёнка с интернетом во время подготовки его к уроку...

    ОтветитьУдалить
  35. Надежда Нуждина11 апреля 2011 г. в 21:30

    Добрый вечер, Светлана! Я не написала фамилию в своем комментарии от 26 марта и не ответила Вам-не увидела вопроса, извините. Мне кажется, напоминать детям и вносить свой вклад в знакомство детей с безопасностью в сети нужно и родителям и педагогам. Но обучить и выработать привычку правильного взаимодействия детей в интернете должен специально обученный человек - например, учитель информатики.

    ОтветитьУдалить
  36. Доброй ночи! Очень много высказываний коллег. Хочется добавить, может и уже повторюсь. Если каждый будет отвечать только по своему умению- математик считать, русовед правильно говорить, информатик использовать сеть и т.д.... Мысль ясна. Но только общими усилиями, да ещё с родителями вместе,всем обществом будем не только учить, а на личном примере показывать, то проблема будет не актуальна- кому это будет нужно? Не забывая при этом соблюдать нетикет.

    ОтветитьУдалить