суббота, 1 октября 2011 г.

Поговорим об играх на уроках....

 Уважаемые участники
 Приглашаем вас принять участие в обсуждении статьи вашего коллеги, блогерра Марии, которая расссуждает о необходимости применения игровых технологий на уроке.
----------------------------------------

Мы полетим с Вами на Марс...

Я не сошла с ума. Именно такими словами начинается урок английского языка в школе, где учится репетируемый мною ученик 5-го класса.

Убейте меня, но я не понимаю зачем? Я не понимаю для чего эти игры-кубики и забавы, зачем это сюсюканье и заискивание перед детьми?  Я не понимаю для чего драгоценные 45 минут тратить на подобные дурацкие вещи. Я всегда считала, что гораздо важнее четко обозначить цель и задачи, может быть озвучить структуру, но я всегда была противником разного рода игр.
Почему учителя старой формации считают, что "летать на Марс", гораздо интереснее, чем "заниматься наукой", что игрушечка с примитивными заданиями, чтоб пустить пыль в глаза актуальнее интенсива в 45 минут, после которого дети даже пальцами шевелить не могут, как наговорились за урок....а потом как будут чувствовать себя "марсиане" - вопрос межличностных отношений в детском коллективе, уверена ли учитель, что тот самый несчастный, выбранный ею по ее собственным мотивам или в результате жеребьевки с этим чудесным званием может дожить и до выпускного... Со мной учился мальчик - жертва подобного ролевого урока, до сих пор не знаю его имени, он остался для всех нас Ленин, даже на классной фотографии .
Или я не права... и за год, который не работаю в школе что-то упустила... может быть как раз мне надо перестраиваться и придумывать "полеты на Марс" и не мучить бедных пятиклашек "предикативными центрами, флексиями, отглагольными формами,  видо-временными системами, составными-глагольными" и прочими заумностями? Есть же палочки, кружочки, звездочки, зайчики, а потом....
а потом родители этих детей приходят ко мне, заниматься сложной наукой... 
 Автор статьи: блоггер Мария (блог "Наши ростки" )
------------------------------------------------------------

А что думаете вы, уважаемые коллеги? Согласны ли вы с Марией?  Считаете ли вы необходимым использовать игровые технологии или стараетесь обходиться без "игровых забав" на уроках? 



 Примечание: При написании комментария используйте подпись комментария Имя/URL, при этом в поле Имя впишите свое ФИО, а в поле  URL ничего не пишите.

31 комментарий:

  1. Пайгильдина Маргарита Геннадьевна15 ноября 2011 г. в 13:57

    Здравствуйте! Я учитель информатики и ИКТ.
    Всем ученикам известно, что такое компьютер. Для них это - средство расслабится и отдохнуть, забыться от сложных заданий по математике, огромных параграфов по физике...
    Идя ко мне, многие об этом думают. В то же время урок подразумевает, что должна идти познавательная деятельность.
    Каждый учитель видит способности детей, разделяет каждого ребенка, так скажем, на подгруппы (определяя для каждой подгруппы их возможности, интересы и задания).
    Вот и я вижу детей, которые пришли на урок заниматься, получать знания и вижу детей которые пришли ничего не делать,посидеть. От этого никуда не денешься.... Если ребенок хочет заниматься, то он с удовольствием и с огромной заинтересованностью слушает учителя, выполняет задания.

    Как правило мой урок состоит из теоретической части (где мы изучаем различные темы, понятия, правила работы и т.д.) и практической части (дети выполняют задания на компьютерах).

    Но как быть, когда по плану только одна теория. Например, сейчас в восьмых классах тема "Информационные процессы". Как рассказать троечнику, который пришел на урок просто так посидеть, какие бывают информационный процессы и их особенности? Как его заинтересоваться и заинтересовать каждого из учеников, так чтобы одаренным было интересно, а неуспевающим не скучно??
    Тут я применяю игры.
    Например, на прошлой неделе с 8 классами играли в игру "Шифровальщик". Класс был разделен на группы. Каждой группе выдавалось высказывание, которое они должны были зашифровывать. Кульминация игры - команда соперник отгадывает зашифрованное высказывание.
    Да, тема урока была "Информационные процессы", про кодирование информации ничего, но не будем забывать что "кодирование" - это тоже информационный процесс. На данную игру отделялось 10 минут. Детям очень понравилось. А Вы знаете как мне понравилось, когда ребята ответили на вопрос "Какие информационные процессы вы заметили играя в командах?". Они не только ответили, но и объяснили. В данном обсуждении участвовали не только отличники, а весь класс.
    Я согласна, что игры не очень продуктивны. И одаренному ребенку знаний не принесет. Надо просто менять формы работы с детьми. После урока игры, провести урок с дифференциальным подходом к каждому ребенку. Дать разные задания: сложные, средние, легкие. И Вы увидите, что даже самый слабый ребенок, который никогда ничего не делал, будет решать задачи (хоть с ошибками, но будет делать). Ведь - это только начало...

    ОтветитьУдалить
  2. Григорова Елена Сергеевна15 ноября 2011 г. в 23:23

    Здравствуйте!
    Я тоже являюсь учителем информатики.
    С грустью приходится констатировать тот факт, что учить детей нашему предмету с каждым годом приходится все сложнее и сложнее. С младенчества умея обращаться с клавиатурой и переписываясь со своими друзьями в социальных сетях ребята считают, что информационные технологии ими уже постигнуты на "высшем" уровне. Вот и приходится каждый день измудряться, доказывая им, что в наше время именно информатика является одним из самых быстро меняющихся предметов.
    Именно для этого я тоже использую разнообразные игровые технологии, позволяющие создать на уроке дух творчества, соревновательности, изобретательности. Ребята с удовольствием участвуют во всех этапах самого обычного урока, выполняют все запланированные задания, активно помогают своим друзьям в случае затруднений.
    Без игры - скучно и не интересно!
    С уважением к Вашему мнению, ...

    ОтветитьУдалить
  3. А по мне, так на уроках информатики (с современными детьми, которые перенасыщены всевозможными электронными гаджетами и игрушками!) без направленной ролевой игры очень сложно справиться! Особенно, если речь идет о 5-7 классах.
    Никто не говорит, что мы должны играть с детьми целый урок или каждый раз. Конечно нет! Но периодически элементы игры должны присутствовать.
    Например, простейший вариант игры при изучении темы "Алгоритмы". Когда мы разбираем с ребятами как работают алгоритмы, что все команды нужно давать четко, в определенном порядке, соответствующие СКИ и т.д. Я предлагаю кому-то стать роботом и выполнить все мои команды. Само собой команды могут быть самые разные: строго заданные и в правильном порядке или же нечеткие в несоответствующем порядке. Тогда ребята видят воочию, что и как нужно задавать. Например, если у "робота" возникает ситуация, что он не знает в какую сторону ему нужно повернуться или сколько раз и т.д.
    Вспомните, как горят у деток глазки, когда говоришь им: "А сейчас мы немного поиграем!". И чтобы не было таких проблем как описывает блогер Мария о мальчике, которого так и запомнили как "Ленин", нужно чтобы каждый ученик прошел через заданную роль или же продумывать игру так, чтобы у каждого из них была своя, но очень значимая роль - исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Да, это не просто! К играм на уроках педагогу нужно больше готовиться, продумать все тонкости и риски, чтобы избежать всевозможные конфликты интересов у ребят. И ни для кого не секрет, что одна и та же игра (равно как и обычный урок) не проходит одинаково на разных классах.
    НО! Игра на уроке - это как любимая конфетка, которую можно показать ребенку (в этом возрасте он все еще ребенок! и только пытается казаться взрослым).
    Главное не перестараться - ведь от сладкого могут и зубы заболеть :)

    С уважением, Кондратьева Татьяна Сергеевна.

    ОтветитьУдалить
  4. Анфалова Наталья Владимировна16 ноября 2011 г. в 15:06

    Доброго времени суток! Ну а как же без игровых технологий! У меня классы с 5 по 11 и во всех я не могу обойтись без игры или ее элементов. Младшие, работая в режиме игры, лучше запоминают сухие факты теоретической части. А старшие, приходя на урок информатики в надежде отдохнуть от математики, физики и др. предметов, в некотором смысле расслабляются, но кому же охота прощаться с детством! Потому и старшие с удовольствием играют. Кроме того игра развивает внимание, быстроту реакции, имеет соревновательный момент и позволяет снизить стрессовую ситуацию.

    ОтветитьУдалить
  5. Я работаю с детьми младшего и среднего школьного возраста. И вот скажите мне,на милость, как можно объяснить второкласснику или третьекласснику сложную науку информатику, не используя игровые технологии? Да ещё так объяснить, чтобы он не только все понял, но и сумел применить на практике. Вот и приходиться быть фантазером, актером, танцором,... да кем угодно, лишь бы получить в итоге горящие глаза детей и 100% отдачу. Собственно, ради этого мы и работаем.
    Я согласна, что весь урок играть - это перебор, но игровые моменты обязательно должны присутствовать. Например, при изучении темы "Виды информации", малышу 7-8 лет трудно запомнить слово "тактильная". А если попытаться поиграть?
    -Угадайте с закрытыми глазами предмет, который дал тебе учитель в руки (линейка, ручка, яблоко, ключ и т.д).
    -Угадал - умница! А как ты это узнал? -Почувствовал кожей.
    -А то, что чувствуешь кожей называется тактильной информацией.
    Непременно повторяю игру с несколькими учащимися.
    Думаю, после этого дети никогда не забудут сложного понятия.
    Я считаю, при планировании своего урока, учитель обязательно должен учитывать возрастные особенности детей.
    Коллеги,ведь наша с вами задача "непонятное делать понятным, сложное - простым.", а уж какими средствами мы будем этого добиваться каждый решит сам.

    ОтветитьУдалить
  6. Шидловская Елена Алексеевна16 ноября 2011 г. в 17:10

    Я преподаю информатику, раньше работала с детьми со 2 класса, сейчас с 8 класса, но и раньше и сейчас (для уже почти взрослых юношей и девушек) я провожу уроки с использованием игровых технологий.
    Давайте вспомним известную фразу: "Что наша жизнь? Игра". Даже в своей взрослой жизни каждый человек играет роли: то мы изображаем великого мудреца, стоя у доски в классе, то мы превращаемся в "Макаренко", внушая нашим подопечным разумное, вечное, доброе; а дома с со своими детьми мы превращаемся сами в малышей: кормим с ложки куклу, собираем пирамидку...Способность человека к игре - это дар. Игра не только делает нашу жизнь интересной, но и развивает творческие способности, учит мечтать, а мечта - это двигатель прогресса! Другой вопрос, что игры надо подбирать соответственно возрасту и интересам учащегося. Кроме того, иногда доволько сложно "положить" учебный материал на сюжет игры.
    Я понимаю, что можно не терять время и силы на игру, а использовать эти ресурсы более продуктивно.
    Но! Стоит ли лишать себя удовольствия сделать свою жизнь и жизнь учеников немного более "сказочной". Пость полет на Марс - это уже "банально", но детям всё равно нравится.

    ОтветитьУдалить
  7. Коблашова Елена Викторовна16 ноября 2011 г. в 17:23

    Прочитала комментарии коллег и статью блогера Марии.Есть о чём подумать. Наверно каждый по своему прав. Но я принимаю сторону коллег(учителей информатики). Сама нахожусь в условиях перехода школы на новую операционную систему Linux.Каждый урок информатики приходится тщательно готовить. Наши ученики быстро всё схватывают в современных компьютерных технологиях разбираются шустро. Честно скажу, что игровые моменты на уроках меня просто спасают. Это настолько оживляет урок, что ребята часто просят готовить им что-то интересное.Да и сами не против предложить идею таких уроков и часто реализуют их на уроке информатики. У меня давно "живёт" в кабинете страус на ниточках. Который "ходит по рядам" и задаёт умные вопросы ребятам. У него на груди сумочка. Ребята достают вопрос и отвечают. За правильный ответ страус выдаёт конфету (в клюве раньше была батарейка, а теперь прячутся конфеты). Не ответил правильно, готовь ответ дома и принеси для сумочки интересный вопрос.Знаете, срабатывает. Многие перестали отсиживаться на уроке. Хотят получать интересные вопросы.Даже старшеклассники просят пригласить страуса на их уроки. Я им говорю, вы то куда? А вот, элемент игры...Все мы и взрослые остаёмся в душе детьми. На ура у нас в гимназии удаётся проводить игровые КВН, турниры.Часто с ребятами на уроке делимся на группы и в игровой форме изучаем информатику. Я за то, чтоб детям было интересно! Чтоб урок был быстрым и не скучным!Пускай в это нелёгкое время они познают новое и через элементы игры.Я никогда не думала, что урок по переделке известных сказок в 4 классе (по примеру теремок...системный блок) может вызвать такой творческий подъём! Самая "крутая" сказка получилась на компьютерный лад "ЗОЛУШКА". Вот этого я не ожидала. А когда одна группа приготовила свою сказку в театральной постановке я просто потеряла дар речи...Вот и урок информатики. Итог: Название всех устройств выучены были 100 процентов и ещё некоторые выучили что находится в системном блоке. Вот так. Я за элементы игры в учебном процессе!!!!!

    ОтветитьУдалить
  8. Я работаю учителем информатики и математики. И в своей деятельности, как и мои коллеги, использую игровые моменты. Игра на уроке и вне урока решает различные задачи, в том числе расширение кругозора, закрепление знаний по предмету, развивает находчивость, смекалку, пробуждает интерес к различным областям человеческой деятельности; повышает у многих учащихся уверенность в себе; развивает способность к толерантному общению и чувство товарищества и взаимовыручки; развивает умение объективно оценивать свои силы и возможности. Конечно, сами игры не могут быть источником систематических и точных знаний, они хороши только в системе с другими формами обучения. Из своего опыта: урок-путешествие «Сказочные алгоритмы» для 4 класса по информатике, урок-игра «Авторалли» (по теме «Обыкновенные дроби») для 5 класса вызвали у учащихся неподдельный интерес, и только положительные эмоции.

    ОтветитьУдалить
  9. Утарбаева Марина Алексеевна16 ноября 2011 г. в 22:20

    Я учитель информатики и ИКТ. Хочу согласиться со своими коллегами. Изучать информатику становится все сложнее и сложнее. Компьютерная техника просто наступает на нас.
    Уже при первой встрече с первоклашками, я пытаюсь выяснить, какую роль в их жизни играет компьютер. И, к сожалению, ответы совершенно однообразные. Оказывается, они уже «сидят в Контакте», а самая интересная игра это - «стрелялки». Не секрет, что и многие родители считают компьютер лишь средством развлечения.
    Обидно! Вот и приходится «выпрыгивать из штанов». Придумывать, как построить урок, чтоб и ученикам материал был доступен и интересен, и родители довольны остались. Да вот такой крик души.
    Ну, а если серьезно, то есть темы, которые лучше представить в игровой форме, тогда и троечнику все понятно будет и отличнику не скучно. Играя с пятиклашками в моряков – разведчиков, я добиваюсь 100% усвоения темы. А особенно радует глаз и душу то, как каждый из ребят хочет написать послание своим «врагам - соперникам». Здесь я наблюдаю, как в них пробуждается дух соперничества, коллективизма и сопереживания. Вот и думайте, господа, играть или не играть.
    Но, в то же время, как сказала коллега Татьяна Кондратьева: «Главное не перестараться - ведь от сладкого могут и зубы заболеть»
    С уважением, Утарбаева Марина Алексеевна.

    ОтветитьУдалить
  10. Агрба Лариса Маратовна17 ноября 2011 г. в 12:56

    Трудно не согласиться со всеми… кроме Марии.
    Я считаю, что использование игры в учебном процессе (информатика, математика, химия, физика... любой предмет) зависит только от учителя, а именно: от его отношения к этому обучающему методу, подготовленности, наличия или отсутствия соответствующего опыта.
    Для меня игра на уроке обладает следующими неоспоримыми преимуществами:
    1. Дети любят и умеют играть. Игра – это естественное состояние ребенка (а может быть и взрослого человека :-), не зря же бытует определение «играя» или «играючись» о деятельности профессионала).
    В игре дети могут полностью раскрыть себя, увлекаются, активно включаются в игру, и таким образом, получают необходимый информационный багаж.
    2. В процессе игры у учащихся лучше формируются навыки и умения, поскольку игра побуждает ученика к действию, к активности, что в свою очередь стимулирует познавательный процесс.
    Ведь игра для ребенка – это прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, увлеченность, ощущение посильности заданий благотворно сказывается на результатах обучения.
    3. Игра способствует накоплению у учащихся опыта, который, как известно «…сын ошибок трудных…». Также как и мои коллеги, при изучении темы «Алгоритмы» – провожу игру. Можно много раз объяснять: как работают алгоритмы, что такое СКИ и т.д., но обязательно кто-нибудь что-нибудь перепутает. А после проведенной игры, опыт «робота» передается всем и ошибок значительно меньше.
    4. Учителю тоже интереснее на таком уроке, так как он эмоциональнее, интереснее и, что самое главное, эффективнее.
    В итоге:
    Игры, на мой взгляд, – это один из лучших методов обучения.
    Но:
    Использование игры на уроке требует от учителя бОльшей подготовки организации урока (такой, чтобы не появлялись «Ленины»), а именно:
    • продуманность цели игры на уроке;
    • четкого определения, когда данный метод наиболее эффективен;
    • наиболее приемлемые формы проведения игры на уроке;
    • обязательный анализ (самоанализ) проведенной игры.
    с уважением Агрба Лариса Маратовна

    ОтветитьУдалить
  11. Грязнов Павел Олегович17 ноября 2011 г. в 14:56

    Здравствуйте, Мария.
    Здравствуйте, уважаемые коллеги!
    В своей педагогической деятельности я уделяю игровым технологиям особое место. На любом уроке всегда есть место игре, доброй шутке. Именно так мы даем детям возможность лучше разобраться с материалом, помогаем качественней запомнить изученный материал на основе ассоциаций.
    Не для кого не секрет, что игровые технологии нередко применяются в работе и со взрослой аудиторией - с родителями, и даже, с учителями, например, на курсах повышения квалификации.
    Что касается уроков информатики, то я не говорю про компьютерные игры, хотя среди них также встречаются познавательные интересные. На уроках лучше, всё-таки использовать ЭОР (в которые также включены элементы игры).
    Как заместитель директора, я не редко бываю на уроках своих коллег - учителей. Самыми яркими, запоминающимися, интересными уроками бывают именно те, на которых присутствуют элементы игры, а иногда и весь урок построен в игровой форме. На таких уроках детям нравится учиться! А что может быть лучше стремления к знаниям?

    В заключение, хочу пожелать Марии попробовать применять игровые технологии на уроках и самостоятельно увидеть необыкновенный результат.

    P.S. В космос еще не летал - приму к сведению)))

    ОтветитьУдалить
  12. Гаврилова Ольга Викторовна17 ноября 2011 г. в 15:42

    И я "пою" в унисон со своими коллегами - учителями.Надеюсь, что Мария нас услышит и поймет правильно. Как все не любят серость и унылость окружающей жизни (мы хотим, чтобы наша жизнь была веселой и сияла яркими красками). В отношении уроков можно сказать то-же самое, ведь дети лучше запоминают что-то яркое, необычное, и тут нам на помощь приходит игра. Игровые технологии я использую на своих уроках в зависимости от темы урока и возраста детей.

    ОтветитьУдалить
  13. Дунаева Светлана Евгеньевна17 ноября 2011 г. в 16:51

    Здравствуйте, я учитель информатики со стажем более 10 лет. «Играть» на уроках надо. Это точно. Иногда, это даже необходимо. Это вызывает интерес к предмету. В последнее время сталкиваюсь с тем, что даже учащиеся старших 10 -11 классов с большим удовольствием участвуют в уроках-викторинах, предпочитают игровые элементы в заданиях, выбирают игровые разминки на уроке и т.д . Современным детям не хватает «живого» общения, духа соревнования. Они хотят почувствовать вкус победы, радость от полученного результата, ходят придти к финишу первыми. Надо это использовать. Ученики могут иногда казаться невнимательными, ленивыми, слабыми, заносчивыми и наша задача их «разбудить», вызвать интерес к предмету, подтолкнуть к сотрудничеству, воодушевить, вооружить знаниями и научить эти знания использовать. Кто сказал, что игра в этом деле не поможет? Тут и воспитание, тут и обучение. Где еще, как не в общении со сверстниками и взрослыми не развивать в себе то лучшее и ценное, что делает нас людьми?

    ОтветитьУдалить
  14. Левачева Юлия Владимировна17 ноября 2011 г. в 18:22

    Здравствуйте! Я учитель информатики и ИКТ в 8-11 классах.
    Да, конечно все эти сюсюканья с детьми кажутся смешными, но по-другому нельзя их привлечь к изучению предмета. Детей надо завлечь и привлечь к изучению материала, чтобы дети были активными,вызвать у них интерес. Надо сподвигнуть учеников на действие, чтобы они хотели сами участвовать в различных конкурсах, в создании презентаций мультимедиа и интерактивных, внеклассной работе и олимпиадах.Если не привлечь их к изучению предмета, затем им вообще будет не интересно и неохота изучать информатику.

    ОтветитьУдалить
  15. Ибатуллина Татьяна Васильевна17 ноября 2011 г. в 18:24

    Здравствуйте, уважаемые коллеги.
    Я работаю учителем информатики и ИКТ.
    Я хочу согласиться с Марией в том, что не нужно «сюсюканье и заискивание перед детьми?» и что «интенсив в 45 минут, после которого дети даже пальцами шевелить не могут, как наговорились за урок» намного лучше чем «игрушечка с примитивными заданиями». Но считаю, что на уроках можно использовать игровые моменты, включив их в этот «интенсив». При изучении кодирования информации» вполне логично представить ребят кодировщиками или шифровальщиками информации, очень интересно расшифровать то, что закодировал твой одноклассник или при изучении алгоритмов стать роботом и «забыть» о том, что ты умеешь выполнять команды, кроме тех, которые разрешены. Или при изучении основ логики стать следователем и раскрыть преступление, стать web-дизайнером и создать самую лучшую страничку. и т.д. Не заменять урок игрою, а немного поиграть, вызывая интерес и дух соперничества, повышая самооценку и уверенность в себе. Игровые моменты я использую на своих уроках в зависимости от изучаемой темы.

    ОтветитьУдалить
  16. Афонина Светлана Викторовна17 ноября 2011 г. в 21:55

    Добрый день!
    Моё мнение, что всё хорошо в меру. «Сюсюкать» и игровая форма – это разные вещи. Излагаем новый материал, закрепляем пройденное, осуществляем контроль или подводим итоги – всё это накладывает отпечаток на форму проведения урока. Я считаю, что игровой момент может быть хоть на каждом уроке, но это должен быть «момент», а не 45 минут рабочего времени. Классическое преподавание никогда не отрицало это. На уроке должны быть яркие запоминающиеся «пятна». Цепляясь за них, дети легко могут воспроизвести учебный материал. Это помощь, а не подмена, и ни в коем случае не жалость взрослеющих детей. В любом случае у учащихся к 5 классу должны быть сформированы точные представления об учебном процессе. Учителя сами прекрасно знают, когда можно дать детям "слабинку", а уж учащиеся всегда готовы оценить этот жест.

    ОтветитьУдалить
  17. Доронина Оксана Валентиновна17 ноября 2011 г. в 22:27

    Здравствуйте, уважаемые единомышленники. Я бы, хотела вернуться в своей истории на 15 лет назад, когда первый раз открыла двери родной школы. Наш директор, собрав молодых специалистов, сказал слова, которые запомнились на всю жизнь: "Как вы будете вести урок, я не знаю, главное - чтобы у детей глазки горели!" И буквально с первых уроков, я ввожу игровые моменты в учебный процесс. С каждым годом необходимость в этом возрастает. А такой предмет как информатика, в широкой мере позволяет использовать элементы игры. В наше время на детей обрушивается огромный информационный поток. Им порой бывает сложно в нем сориентироваться, выделить главное значимое. И в этом случае игра, поможет отделить "зерна от плевел". В игровой форме ребенок более открыт и раскрепощен, и мы знаем как это важно.

    ОтветитьУдалить
  18. Финюшина Татьяна Анатольевна18 ноября 2011 г. в 12:49

    Добрый день, уважаемые коллеги! Я совершенно согласна с предыдущими высказываниями о значимости игры на уроке. В начальной школе без игровых ситуаций не может обойтись ни один урок, но согласитесь, содержание материала на этой ступени позволяет нам играть. Еще в 17в. Я.А. Коменский писал: “Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется”. Вот мы и стремимся занять и развивать умы наших детей. Но позволю себе согласиться и с блоггером Марией ,особенно если речь идет о старшей школе. К сожалению, 1 час информатики в неделю (за который мы должны подготовить детей к ЕГЭ) очень жалко отдавать под игры. Другой вопрос, что повышать познавательную активность необходимо, но это можно осуществлять и через занимательные задания, нестандартные вопросы, правильно ответив на которые ребенок испытывает такое удовлетворение от собственного интеллектуального труда! Поэтому, я думаю, любую технологию на уроке следует применять как в той пословице" Семь раз отмерь, один отрежь"

    ОтветитьУдалить
  19. Шаталова Галина Георгиевна18 ноября 2011 г. в 16:28

    Здравствуйте! Я учитель информатики и ИКТ. Я преподаю в 5-11 классах.
    Озвучивание цели и задачи есть на каждом уроке, а вот подходы к обучению у всех разные и это не значит, что это плохо. У кого–то получается лучше «донести» изучаемый материал, так как Вы, кто- то делает это по-другому. Вспомнилось одно из высказываний:
    Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным.
    Б.Паскаль
    Я считаю, что высказывание Паскаля применимо ко всем предметам. Учиться играя ИНТЕРЕСНО! Другое дело, что нельзя каждый урок проводить в форме игры, но можно включать разные игровые элементы.

    ОтветитьУдалить
  20. Платошина Надежда Владимировна18 ноября 2011 г. в 20:46

    Добрый вечер, уважаемые коллеги. Когда дневная суета позади, можно спокойно оценить роль и значимость игры на проведённом уроке. Действительно, дети приходят в школу готовыми компьютерными пользователями. Они знают игры, социальные сети, знают где можно скачать фильм, музыку. Но не более того. Нам достаётся самое сложное - переучить, изменить представление ребёнка о компьютере и компьютерных программах. И чтобы сделать это более мягко, можно выбрать игру. Так как такая форма общения давно известна любому мальчишке или девчонке. И они с большим интересом выполняют задание урока, чем по строгим инструкциям учителя. Старшеклассники не меньше любят играть. На уроках по теме моделирование я не раз предлагала задания с элементами ролевой игры. Такие задания выполняются учащимися на уровне понимания, а не как следование сухой инструкции. Ведь в игре есть конкретная цель у каждого её участника

    ОтветитьУдалить
  21. Титов Игорь Николаевич18 ноября 2011 г. в 21:46

    Добрый день уважаемы участники и организаторы проекта!
    У меня сразу вопрос к Марине: «В этом проекте мы разве со своими учениками не играем?».
    Черный ящик, пазл ….
    Все задания, которые нам предлагают организаторы, все представлены в игровой форме. Благодаря этому проект становится увлекательным.
    Игровые технологии нужны не только младшим школьникам, но и ребятам из старших классов. Многие учителя информатики жалуются на нехватку времени, что выделяют на изучение нашего предмета. Одна из наших задач, как увеличить время на изучение отдельных тем информатики, особенно сложных. Мое мнение – через различные турниры, конкурсы и игры. Это позволяет расширить временные границы урока, заинтересовать ученика к выполнению более сложных, нетрадиционных заданий.

    ОтветитьУдалить
  22. Здравствуйте, уважаемые коллеги и единомышленники.
    Согласна с мнением учителей информатики о том, что необходимо использовать на уроках игровые технологии. И есть очень "благодатные" темы, некоторые из них уже были названы выше. Например, лет 15 уже я с учениками играю в сыщиков при узучении темы "Решение логических задач"; играю с ними в "Слабое звено", закрепляя тему "Системы счисления"; играю на интерактивной доске с "Ежами и яблоками", осваивая условный оператор в программировании (диск "Информатика" 5-11 класс); играю с учениками в "Шифровальщиков" при изучении кодирования...
    "Кодирование информации" - это особая тема. Сколько замечательных заданий-игр было создано учителями-координаторами прошлогоднего проекта "Новое поколение"! Целый банк!
    Считаю, что игры, рассчитанные на 4-5 минут, повышают и познавательную активность ребенка, и переключают его с "интенсива" на "позитивную деятельность", и глазки его "зажигают". А длительные игры, рассчитанные на 40-45 минут, можно проводить и во внеурочное время (предпрофильный курс, электив, ИГЗ), если "1 час информатики в неделю ... очень жалко отдавать под игры".
    Другое дело, что у учителя больше времени уходит на подготовку к такому уроку с элементами игры, ну проще нам в традиционной форме "оттарабанить" теорию со всеми её "заумностями", загрузив "бедного пятиклассника" по полной программе.
    Но, уважаемые коллеги, раз мы с вами все здесь собрались, значит готовы жертвовать своим временем, готовы заменить "серый скучный" урок на яркий и запоминающийся.
    Тем более, что сейчас предостаточно новых интернет-технологий, позволяющих создавать интересные задания и игры за считанные минуты. Было бы желание и фантазия!

    ОтветитьУдалить
  23. Марина Александровна Журина18 ноября 2011 г. в 22:04

    Здравствуйте, дорогие коллеги!
    На мой взгляд, ни один урок не должен проходить без игровых технологий. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность, рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.
    Каким должно быть обучение школьников, чтобы у них одновременно формировались знания, умения и навыки, отвечающие основным целям образования по информатике, потребность в новых знаниях и заинтересованность в изучении данного предмета? На мой взгляд, решение этих задач связано с использованием методов активного обучения, а именно применение ролевой игры на уроках информатики, потому что эффективность изучения – это не просто запоминание, а активная интеллектуальная деятельность учащихся. Всем известно, что при традиционном изложении материала часть ребят перестает активно работать. Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны, то есть, бездеятельны, безучастны, безразличны ко всему, что происходит в классе, такой урок не имеет никакой ценности. Применение ролевой игры на уроке информатики изменяет роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника процесса. Активность ученика проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Все это развивает стремление к знаниям. В основе ролевой игры лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого учащегося участником учебно-воспитательного процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения изучаемых в учебном курсе проблем.При применении ролевой игры на уроках информатики усваивается до 90 % учебной информации любой степени сложности, происходит развитие умений и навыков работы в команде, наблюдения и принятия решения, способностей контактировать и слушать других, риторических способностей, лидерских качеств, самостоятельности, происходит развитие продуктивного мышления, наблюдательности, памяти, творческих способностей, настойчивости, упорства, умения доказывать и отстаивать свою точку зрения, организаторских способностей. Безусловно, ролевые игры позволяют за короткий срок в несколько приемов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучение уходят без особенной эффективности многие часы и огромные усилия преподавателя.

    ОтветитьУдалить
  24. Штейнбок Оксана Петровна18 ноября 2011 г. в 22:36

    Здравствуйте,коллеги. Прочитав статью Марии, становится ее немного жаль. Ведь она уже не работает в школе. Конечно, она все время встречается с ребятами, но, кажется, это "сухие" встречи направленные на репетиторство. И понимаешь, почему она ушла из школы. Жизнь в школе - это игра. И не только на уроке. А как же конкурсы, проекты, перемены? В начальной школе игровой элемент добавить в урок легче. У ребят другая психология, они готовы все время играть, да и материал урока им более понятен, если он построен на игровых элементах. Ребята постарше воспринимают игру по-другому, но и им это очень интересно. Вот Мария пишет, что, видимо для нее, было хорошо провести интенсив в 45 минут, а как же этот ребенок потом пойдет на другие уроки? А, что разве нельзя, внеся игровой момент, провести интенсивный урок? Конечно можно, надо только любить свою работу и не забывать, что ученики - это еще все-таки дети (пусть даже и большие). Я за игровые технологии на любых уроках!

    ОтветитьУдалить
  25. Ромашова Оксана Леонидовна18 ноября 2011 г. в 23:18

    Доброго времени суток!
    Хотела бы выразить свое мнение о этой проблеме.
    Игре уделяется большое внимание в педагогике. Великие педагоги стремились сделать процесс обучения интересным. А как это сделать без игры?
    Люди играют во всех возрастах. Для школьника игра естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Основу большенства игр составляет воображение. В игре проявляется интеллект, азарт, активность, организаторские способности. Ученик открывает свои личностные черты характера, которые бы учитель и не увидкл в обычной атмосфере урока.
    И дело даже не на каких уроках используется игра. Просто учителю информатики, используя компьютер и современные информационные технологии, можно показать разнообразие компьютерных игр. Сделать скучные моменты теории - интересным, увлекательным процессом.
    Примером может служить этот проект "Новое поколение". Я с ребятами участвую в этом проекте уже 3 год.У рабят зажигаются глаза, когда делая задания конкурса они изучают новые сервисы и технологии. В дальнейшем я использую элементы этих заданий или технологию на своих уроках.
    Я думаю, что учитель творческий, увлеченный не отбросит игру как не нужную технологию, а будет стремится через игру сделать "учение с увлечением".

    ОтветитьУдалить
  26. Доброго времени суток!
    Вопрос нужна ли игра на уроке?Конечно "ДА". Хотя многие учителя считают игру бессмысленным развлечением, потерей временем на уроке. Человеческая игра есть изначально мотивированная осмысленная деятельность, которая включает в себя и предметную, и теоретическую, и душевную деятельность.Первое что спрашивают ученики, придя на урок информатики:"А играть мы будем". "Конечно"-усмехаюсь я, но не в "стрелялки".
    Учитель должен стремиться создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка, стараться понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Игра - это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Игра дает возможность робким и неуверенным в себе учащимся говорить, преодолевая все комплексы и нерешительность. Игра способствует развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность. Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей. В этом – один из главнейших принципов эффективного воспитания.

    ОтветитьУдалить
  27. «Вся наша жизнь — игра, т. к. с помощью игры человек растет. Вся природа развивается в «игровом режиме». Даже развитие клеток — это игра, ведь они стремятся к будущему состоянию, которое ещё не существует. А дети? Именно детские игры ребенка определяют, какой человек из него вырастет.
    А. Ульянов, И. Винокур, М. Лайтман. «Человек - маленький мир»
    Мне кажется, что у Марии сложилось неправильное представление о методе дидактических игр, или она с ним незнакома. Главное отличие игры от другой деятельности в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и становится игровой учебной деятельностью, которая порождает получение знаний в результате самостоятельной работы. Таким образом полученные знания наиболее применимы в реальной жизни, чем те которые получены путем зубрежки и натаскивания.
    Используя деловые игры на уроках, дети видят необходимость и нужность выполняемых заданий, например, при изучении офисных приложений. Разгадывание ребусов и кроссвордов по теме урока - это тоже игра, позволяющая лучше запомнить термины. Моя команда уже третий год участвует в проекте «Новое поколение» и я вижу, что полученные знания больше и глубже тех, которые они смогли бы получить на уроках, потому что такой объем информации дать на уроке невозможно.
    Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.
    Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт)

    ОтветитьУдалить
  28. Василика Евгения Сергеевна21 ноября 2011 г. в 12:46

    На мой взгляд, автор статьи не права. Я очень часто использую на уроках игровые технологии и учащиеся лучше воспринимают информацию. В наш компьютерный век, дети привыкли к компьютерным играм, поэтому наилучший способ привлечь их - это использовать игры на уроках. Например, учащимся 7-х классов интереснее будет сдавать зачет по линейной функции, соревнуясь в игре "Брейн - ринг", чем выполнять задания на листочке.

    ОтветитьУдалить
  29. Гришина Татьяна Вячеславовна23 ноября 2011 г. в 18:58

    Игровые технологии помогают оживить урок. При объяснении нового материала,иногда, не обойтись без игровых технологий.
    Например, на уроках технологии в 10 классах, представлены задания, где необходимо сыграть ту или иную роль, а если взять такой предмет как ОП?Там сплошь и рядом используются игровые технологии.Вот, например, такое задание: ученикам выдается картинка с предметом (например, носки на твердой подошве) и им необходимо от лица этого предмета разрекламировать его таким образом, чтобы этот предмет хотелось купить.
    Такие задания помогают "раскрепощаться" ученикам. Многие учатся высказывать свои мысли,работать в команде, отстаивать свою точку зрения.
    Но всего должно быть в меру. Поэтому не соглашусь с высказыванием Марии, что на уроках нет необходимости использовать игровые технологии.

    ОтветитьУдалить
  30. Майорова Юлиана Алексеевна23 ноября 2011 г. в 20:24

    Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
    Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
    В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
    Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
    Согласна с коллегами, что всего должно быль в меру.

    ОтветитьУдалить
  31. Иванова Юлия Михайловна28 ноября 2011 г. в 18:11

    Я помимо информатики и ИКТ преподаю еще алгебру и геометрию в своей школе. И знаете, что хочу сказать? А тяжело учить детей чему либо, не заинтересовав их. К каждому классу свой подход, везде свои трудности. Но игры считаю необходимым элементом учебного процесса, ведь нужно деткам дать время "расслабиться". Но делаю это как поощрение за работу, допустим, в течении триместра. Последний урок, когда итоговые отметки уже выставлены, есть возможность поиграть.

    ОтветитьУдалить