пятница, 27 августа 2010 г.

Выступление Загребовой Л.Е.

Коллеги! Приглашаем вас к обсуждению выступления руководителя Тольяттинского управления министерства образования и науки Самарской области Загребовой Л.Е. на августовском совещании работников образования г.о. Тольятти

Образование – сфера взаимных интересов
и совместной ответственности государства и общества
В ситуации преодоления последствий экономической нестабильности в условиях моногорода и демографического кризиса ключевым вопросом становится проблема обеспечения экономики соответствующим качеством трудовых ресурсов, а именно: подготовка высококвалифицированных и востребованных на рынке труда специалистов.
Становится очевидным, что решение актуальных социально-экономических задач городского округа напрямую зависит от эффективности системы образования, от степени её соответствия требованиям экономики и общества, запросам каждого гражданина.

Таким образом, система образования г.о.Тольятти является сферой, где пересекаются и объединяются интересы государства и общества. Мы рассматриваем её не только как инструмент инновационного развития, но и как социальный институт, систему социальных лифтов, где во главе угла стоит качество образования.
Образование, предопределяя знания, умения, мировоззрение и приоритеты каждого человека, формирует экономический и интеллектуальный потенциал общества.
При этом каждый из субъектов образовательной политики должен иметь возможность влиять на развитие системы образования и вместе с тем нести свою долю ответственности за оказанное влияние, а также – за создание условий, необходимых для выполнения своих социальных и образовательных функций
Современное управление развитием образования – это управление на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.

ЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ


На это нацеливала нас Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, но и сегодня, в 2010 году, перспективы развития образования мы связываем с эффективным взаимодействием.


Сегодня у всех общая цель, общий человеческий потенциал, общий демографический ресурс, с которым (в силу его ежегодного сокращения) следует обращаться не просто рационально – бережно!
Общеизвестно, что за последние годы и в стране, и в регионе сложилась непростая демографическая ситуация. В течение последнего десятилетия демографический спад в максимальной степени затронул общеобразовательную школу.
Количество учеников в целом по России уменьшилось на 40 %, по городу – на 36 %.
Сейчас демографический кризис переходит в сферу профессионального образования. Если еще недавно мы наблюдали бурный рост числа студентов, в ближайшие годы нас ожидает спад их числа, который, по прогнозам МОиН РФ, продлится до 2020 года.
Через 5 лет демографический спад существенно затронет реальный сектор экономики, обостряя кадровый дефицит нужных специалистов с современными, востребованными квалификациями.

В этих условиях задача объединения усилий государства и общества, интеграции образования с производственным сектором становится еще более актуальной.
Это безусловный приоритет развития на ближайшее десятилетие, основа динамичного экономического роста и социального развития общества, фактор благополучия граждан и безопасности страны.
Наряду с выстраиванием «вертикали власти» возникает необходимость укрепления «кадровой вертикали», которая бы начиналась с грамотной и эффективной профориентации в школе и заканчивалась успешным трудоустройством по специальности на предприятиях города.



Для этого должна быть отработана новая структура межуровневых взаимоотношений:
• ориентированная на результат,
• направленная на решение реальных проблем городской экономики и конкретных граждан,
•обеспечивающая оптимальное использование ресурсов территории,
• повышающая эффективность расходования бюджетных средств в посткризисный период.

Для этого у нас есть все возможности: нормативная база, управленческие механизмы, городская инфраструктура.


Эффективное развитие учебных заведений на территории г.о.Тольятти и сети в целом сегодня возможно только при понимании актуальных государственных задач на каждом уровне образования и целенаправленной организации деятельности сообразно поставленным задачам. Ориентируя всех участников образовательного процесса на достижение конкретного результата через
• областные целевые программы,
• Комплексную программу социально-экономического развития г.о.Тольятти до 2020 года,
• городские программы развития образования,
• межсетевые и межведомственные проекты,
мы тем самым определяем зону ответственности каждого за достижение нового качества образования, отвечающего требованиям инновационной экономики.
Выстраивая современную систему образования в ориентации на результат, мы оцениваем итоги прошедшего учебного года по достигнутым показателям, которые будут предъявлены участникам конференции и открыты для самой широкой аудитории в традиционных публичных отчётах, размещённых на сайтах Департамента образования и Тольяттинского управления, а также в городских средствах массовой информации.



В своём выступлении я кратко остановлюсь на результатах и перспективных задачах образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Самарской области.

Приоритеты развития городской системы довузовского образования в прошедшем учебном году были продиктованы ориентирами, заявленными на региональном и федеральном уровне с учётом интересов, потребностей и проблем г.о.Тольятти на современном этапе развития.
Остановимся на главных позициях, позволяющих многоаспектно оценить сделанное и определить вектор движения на ближайшую перспективу.


Обновление содержания и технологий образования – залог развития и конкурентоспособности образовательных учреждений любого уровня. В 2011 году планируется полномасштабный переход системы довузовского образования на ФГОС нового поколения.
В преддверии этого перехода в течение 2009-2010 учебного года проводилась необходимая работа по модернизации кадрового и программного обеспечения образовательного процесса. Итоги были подведены в рамках общегородской конференции, которая продемонстрировала так необходимое сегодня объединение усилий для решения актуальных городских проблем – в обсуждении принимали участие
• депутаты Думы городского округа Тольятти,
• специалисты Департамента экономического развития мэрии,
• Торгово-промышленной палаты,
• образовательных учреждений Тольятти и Самары.
Участники конференции представили опыт обновления образовательных программ на основе требований работодателей. В течение года были опрошены квалифицированные рабочие, бригадиры, мастера и начальники цехов, администраторы, руководители служб по персоналу предприятий городского округа. В результате – образовательные учреждения предъявили:
• 24 новые программы, разработанные с участием работодателей,
• 32 программы, переработанные под запросы тольяттинских предприятий и организаций.
Однако это всего лишь начало пути. Впереди сложный переходный период, который потребует от каждого педагога понимания новых требований к качеству образования, а от каждого учреждения – уже с сентября 2010 года – перестройки системы работы на всех уровнях:
• внедрение компетентностного подхода,
• усиление практической направленности образовательного процесса,
• ориентация на реальные потребности экономики.
Важное место должно быть отведено реализации Концепции вариативной части основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области. Это позволит готовить специалистов, необходимых «здесь и сейчас», с учётом специфики территории.

Что особенно важно – работа по обновлению содержания и технологий обучения теперь ведётся при непосредственном участии работодателей в решении проблем профобразования, в том числе:
• в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями;
• в формировании заказа на подготовку специалистов,
• в осуществлении образовательного процесса (производственного обучения, контрактной подготовки кадров и др.)
К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин остаются неразвитыми в сфере образования механизмы государственно-частного партнёрства, которые позволили бы не только объединить усилия, но и обеспечить гарантиями долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества обе стороны.


Задача формирования механизмов взаимодействия с работодателями тесно связана с предыдущей и продолжает направление повышения эффективности деятельности системы профобразования. Это основная цель общегородского проекта, начатого в 2008 году. Обозначим обзором только основные мероприятия, расставив необходимые акценты.
В центре внимания участников проекта - процесс становления специалиста новой формации, обладающего широким спектром профессиональных компетенций, мобильного и креативно мыслящего.
Сопровождением молодого гражданина Тольятти от первых профориентационных занятий – до трудоустройства по специальности занимается сегодня вновь созданный Центр развития трудовых ресурсов территории.

2 года назад была начата работа по перестройке системы профориентации с учётом потребностей городского рынка труда, поскольку именно с профориентации начинается планирование карьеры молодых людей. В связи с известным дисбалансом между кадровым спросом и предложением в прошедшем году в центре внимания специалистов были предпрофильные курсы по выбору.
Чтобы уже на старте регулировать ситуацию, исходя из потребностей городской экономики, Центром трудовых ресурсов была проведена экспертиза 214 предпрофильных программ.
В результате изменена структура предложения для 9-классников будущего года: существенно увеличилась (с 18 до 54%) доля программ по специальностям, востребованным городским рынком труда.


Для сопровождения уже определившегося школьника, поступившего в колледж или техникум, для эффективного решения вопросов его будущего трудоустройства была разработана и реализовалась целевая общегородская программа, направленная на повышение трудовой адаптации выпускников.
Это многогранная, разнонаправленная работа, которая в результате позволила сократить с 26 до 11% группу выпускников, находящихся под риском незанятости.
Хотелось бы выразить благодарность нашим партнёрам:
• Центру занятости населения,
• Ассоциации рекрутинговых агентств
• Городскому бизнес-инкубатору.
В общей сложности в рамках программы получили помощь специалистов более 2,5 тысяч выпускников

Модернизация ресурсной базы профобразования имеет своей целью повышение качества образования, поэтому из всего, что сделано, хотелось бы выделить главное: и новое производственное оборудование, поставленное в рамках Приоритетного национального проекта образование, и обновлённая компьютерная база, и отремонтированные кабинеты – всё направлено на подготовку специалистов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.
Несмотря на то, что, количество студентов, занимающихся в современных условиях, в этом году увеличилось почти на треть, необходимо подчеркнуть: ни одно, даже самое успешное образовательное учреждение не может в условиях нормативного финансирования позволить себе ежегодное обновление дорогостоящей ресурсной базы, в то время как развитие производственных технологий идёт стремительными темпами.
У образования нет другого пути, кроме взаимовыгодного сотрудничества с производством, использования площадей и оборудования городских предприятий. Развитие такого партнёрства – проблематика деятельности образовательных учреждений на перспективу.

В рамках следующей задачи - повышение эффективности использования бюджетных средств – была проделана целенаправленная работа по реорганизации 6 учреждений НПО/СПО.
Помимо основных целей оптимизации сети (повышение качества профобразования, концентрация ресурсов) эти мероприятия направлены на повышение привлекательности ОУ для родителей и абитуриентов.
Одним из результатов этой деятельности можно считать наметившуюся в последние годы тенденцию к увеличению количества поступающих в учреждения довузовского образования. Однако привлекательность рабочих мест для выпускников школ ещё недостаточно высока, и решить эту задачу образование в одиночку не сможет. Здесь своё слово должны сказать работодатели.
Тольяттинским управлением в новом учебном году планируется проведение совместно с работодателями серии городских конкурсов профессионального мастерства «Город мастеров» по востребованным профессиям и специальностям

Серьёзная работа проводилась по оптимизации плана приёма в учреждения НПО/СПО.
Проект контрольных цифр приёма на обучение за счет средств областного бюджета в государственные образовательные учреждения, подведомственные министерству образования и науки Самарской области, подготовлен с учетом социально-экономической ситуации и приоритетов развития конкретных отраслей экономики, заявленных в Программе комплексного социально-экономического развития г.о.Тольятти на 2010-2020 г.г..
Значительная часть контрольных цифр приёма в 2010 году отведена профессиям и специальностям промышленного комплекса, строительства и транспорта (НПО – 65,1%; СПО – 42,5%), т.к. ключевой задачей Программы-2020 является создание новых рабочих мест именно в указанных отраслях.
Система профобразования призвана, прежде всего, выполнять функцию обеспечения потребностей предприятий рабочими кадрами, с этой целью расширен в 2010 году по сравнению с 2009 перечень профессий НПО и специальностей СПО (на экране).
Учитывая специфические проблемы моногорода, нельзя не учитывать и социальную функцию учреждений профобразования, которая заключается в удовлетворении образовательных потребностей различных слоёв населения и оптимальном сочетании «мужских» и «женских» профессий. В настоящее время в структуре подготовки наблюдается явное преобладание так называемых «мужских» профессий. Открытие бюджетных специальностей сферы сервиса, сохранение в структуре приёма экономических, медицинских, педагогических специальностей позволяет сократить этот разрыв.
Кроме того, в социально-педагогическом колледже вводятся три направления подготовки для инвалидов, в том числе - дистанционная форма обучения по профессии «Оператор ЭВМ» для людей с ограниченными возможностями передвижения.

Фундаментом эффективной экономики может быть только современное, эффективное образование.
Реализация принципа «Образование через всю жизнь» требует создания на территории единой системы непрерывного образования в самых разных формах, ориентированных на различные категории граждан.
Сегодня особенно актуально создание эффективной системы дополнительного профобразования, направленной на психологическую поддержку населению при смене видов деятельности, на переподготовку высвобождающегося и незанятого населения.
В рамках реализации «Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда» заключено 32 договора с ООО «АВТОВАЗ-перспектива» и ООО «Реформинг-центр» на опережающее обучение 2245 работников дочерних обществ.
Обучение организовано по 44 программам подготовки специалистов по профессиям, востребованным на дочерних предприятиях, для работы в сфере ЖКХ.
За период с января 2010г. по настоящее время закончили обучение 1122 работника. Работа продолжалась в летний период и планируется до окончания календарного года.

В этой связи хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что одно из приоритетных задач образования, поставленных на федеральном уровне – усиление социальной направленности образования.
Высокий уровень развития общества характеризуется гуманным отношением к детям, больным и старикам. Они, как граждане нашего города, обладают теми же правами, что и все остальные. Наша задача – обеспечить реализацию этих прав в полном объёме.
Это задача общегородского масштаба, ещё одна зона нашей совместной ответственности. Несмотря на то, что для работодателей сейчас нет жёсткой квоты на трудоустройство инвалидов и других социально незащищённых категорий, это гражданская ответственность по отношению к нашим детям.
Кроме того, конструктивное решение вопросов обучения и трудоустройства граждан с ОВЗ экономически целесообразно, поскольку в перспективе снижает дополнительную социальную нагрузку на бюджет.
Подчеркнём, что в рамках деятельности по данному направлению в этом году на региональном уровне утверждён специальный норматив финансирования для обучения студентов с ОВЗ (такие группы будут работать в новом учебном году в 2 учреждениях СПО). Эта и другие меры (на слайде) существенно повышают шансы профессионального определения и трудоустройства граждан с ОВЗ

Актуальные задачи системы профобразования г.о.Тольятти на 2010-2011 учебный год представлены на экране. Они вытекают из вышеперечисленных проблем.
Хотелось бы обратить внимание на то, что практически все заявленные позиции требуют объединения усилий и активного взаимодействия образования и общества, образования и бизнеса, образования и городских средств массовой информации.
Позитивный опыт такого взаимодействия у нас есть, в зале присутствуют руководители городских предприятий и организаций, которые, в полной мере осознавая свою гражданскую и социальную ответственность, в течение многих лет поддерживают учреждения образования на самых сложных участках работы.

Накануне 1 сентября хотелось бы выразить надежду, что все поставленные на новый учебный год задачи будут выполнены в полном объёме, и пожелать всем вдохновения, интересных дел и высоких результатов!

В комментариях к этому сообщению Вы можете высказать свои мнения, пожелания и предложения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий