пятница, 27 августа 2010 г.

Выступление Кочукиной И.В.

Коллеги! Приглашаем вас к обсуждению выступления руководителя Департамента образования мэрии г. о. Тольятти И.В. Кочукиной
Наша новая школа: к качественным результатам – через эффективность



Уважаемый Анатолий Николаевич! Уважаемые коллеги и гости!



Задачи, стоящие сегодня перед образованием, продиктованы содержанием Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», провозглашенной Президентом РФ в начале 2010 года, а также Моделью региональной системы образования-2012, представленной нашему сообществу два года назад.
Да, уже сейчас можно сказать, что по многим показателям мы существенно продвинулись вперед: и в подготовке к реализации президентской инициативы, и в достижении плановых значений региональной модели: заметно увеличение охвата детей дошкольным образованием; ощутим прирост в освоении информационных технологий, в укреплении материально-технической базы учреждений…
Подтверждением высокого качества образования в городском округе Тольятти являются и результаты независимой внешней оценки удовлетворенности населения качеством образования.

Замечу, что по всем подсистемам данный показатель превышает 75% и существенно выше аналогичных показателей большинства территорий Самарской области.
Но! Это ни в коем случае не позволяет нам успокоиться, снизить темпы развития.
Во-первых, Тольятти – та территория, которая изначально имела более высокий потенциал и ресурсы. И сегодня особенно важно не допустить отката назад.
Кроме того, именно стабильное развитие социальной сферы в целом и системы образования в частности должно рассматриваться как основа формирования нового качества человеческих ресурсов, столь необходимых для нового витка развития нашего города.
Поэтому большая часть моего доклада будет посвящена проблемам, а главное, тем задачам, которые нам предстоит решать всем вместе.
Развитие муниципальной системы образования входит в число главных приоритетов мэрии и Думы городского округа Тольятти.

Достаточно взглянуть на тот объём средств муниципального бюджета, который выделяется на развитие и функционирование нашей отрасли.
Пожалуй, главное, что хотелось бы донести и до педагогических коллективов, и до прямых потребителей образовательных услуг (прежде всего – родителей) – мысль о том, что все наши действия следует рассматривать с позиций рациональности, эффективности расходов. Важно понимать, что надо нацеливаться на достижение результатов, грамотно распоряжаясь уже имеющимися ресурсами. В этом сегодня основа нашего развития.
Для повышения качества образования необходимо, чтобы каждый рубль (направленный на содержание зданий, укрепление материально-технической базы или стимулирование труда педагога) «работал» на прирост качества, обеспечивая физическое, интеллектуальное и творческое развитие детей.
Коллеги! Сейчас идет период зарождения новых стандартов в образовании – стандартов, адекватных требованиям времени. И следует сказать, что направление, связанное с предстоящим переходом на новые образовательные стандарты общего образования, становится для нас приоритетным на долгие годы.


На областной августовской конференции министр образования Самарской области Дмитрий Евгеньевич Овчинников поставил четкие задачи для каждого уровня управления:
школе (заметьте: каждой!) предстоит на основе примерной разработать собственную образовательную программу. Это прямая ответственность директоров и педагогических коллективов, подчеркнул министр.
службам, которые обеспечивают научно-методическое сопровождение, необходимо организовать действенную помощь коллективам школ, провести оценку программ, их экспертизу.
перед органами управления поставлена задача уточнения и корректировки плана перехода школ на новые образовательные стандарты. Здесь предстоит большая совместная работа Тольяттинского управления министерства образования и Департамента образования мэрии.

Новые стандарты предъявляют и новые требования к педагогам, к образовательной среде, к условиям обучения.
Внедрение стандартов второго поколения начинается в начальной школе. Мы проанализировали наличие и состояние ресурсов на начальной ступени обучения в общеобразовательных учреждениях города.
Оценка соответствия требованиям нового стандарта, увы, неутешительна: обеспеченность ресурсами в среднем по сети находится на критическом уровне, а по отдельным позициям – ниже критического. Но работа началась. Так, например, все школы города за счет средств муниципального бюджета получили комплекты учебно-методических, наглядных пособий для начального звена. На эти цели потрачено более 5 млн.руб.
Уважаемые коллеги! Впереди у нас с вами есть год, и до массового внедрения Госстандарта в начальной школе нам необходимо подготовить все основные условия, соответствующие современным требованиям.
Стандарты второго поколения нацелены, прежде всего, на освоение детьми компетентностей, столь необходимых в современных условиях. Наибольшую жизненную ценность сейчас приобретает умение искать и находить адекватные ответы на «внешние вызовы», готовность к решению проблемных ситуаций, способность делать выбор, менять, если потребуется, свой профессиональный путь, не изменяя при этом нравственным устоям. Это сложно, но необходимо (если мы хотим воспитать новое поколение граждан). Осваивать «универсальные учебные действия» школьники должны не только на уроках, но и в системе дополнительного образования, значение которого существенно возрастает.
И здесь не могу не сказать, что внедрение сертификатов в системе дополнительного образования, предпринятое нами 2 года назад, действительно, уже дает свои плоды. Да, был повышенный интерес общества, было некоторое непонимание на начальном этапе, были организационные проблемы… Но главное – в результате мы видим, что система дополнительного образования детей сегодня ориентирована на реального потребителя и работает на городские задачи.

Закономерным следствием отклика на запросы стало увеличение количества детей, занимающихся в различных кружках и секциях.
Наблюдается возросшая активность обучающихся в выборе программ. Дети чаще «пробуют себя», имеют больше возможностей для выбора собственной траектории развития.



Кроме того, в учреждениях дополнительного образования наметилась тенденция увеличения доли основных работников. Это внушает надежду на устойчивость достигнутых результатов.
С моей точки зрения, просто неоценимый вклад в решение этих задач вносят родители в лице Городского родительского собрания. Большое вам спасибо!
От персональных сертификатов обучающегося и автоматизированной системы учета мы последовательно продвигаемся к внедрению электронной социальной карты школьника. В новом учебном году Тольятти становится площадкой для реализации регионального инновационного проекта в этой области.
С внедрением новых стандартов становятся более актуальными задачи преемственности дошкольного и начального образования. Прежде всего, через доступность дошкольного образования обеспечиваются равные стартовые возможности для младших школьников.

В результате планомерной работы мэрии, при поддержке Думы городского округа Тольятти существенно увеличился охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Но, вместе с тем, растет рождаемость, соответственно, увеличивается и количество очередников.
Как следствие, проблема получения места для ребенка в детском саду не ослабевает. И здесь я вновь буду говорить о необходимости обратиться к собственным резервам. Уверяю вас: они не исчерпаны!
Мерами, способными реально изменить ситуацию к лучшему, могут (и должны) стать шаги, связанные с оптимизацией сетевых ресурсов.
Начиная с 2006 года, мы планомерно ведем работу по организации дополнительных мест в уже существующих дошкольных учреждениях.
Сегодня аналогичные шаги реально могут принести ощутимые результаты в существенно более короткие сроки ценой значительно меньших экономических затрат.


Поясню. Строительство одного детского сада на 200-240 детей оценивается в среднем в 300 миллионов рублей. Чтобы решить вопрос с предоставлением места в детском саду всем очередникам старше 3-х лет, требуется построить не один детский сад. В то же время, на 700 тысяч рублей можно отремонтировать и оснастить одну группу детского сада, которая в период демографического кризиса 90-ых годов была переоборудована, например, под спецкабинеты, зимний сад и т.д. Сопоставление объемов затрат в расчете на 1 ребенка убеждает в том, что в нынешних условиях это наиболее реальный путь, позволяющий снять остроту проблемы в достаточно короткие сроки.
Количество мест, полученных за счет открытия в этом году дополнительных групп на площадях действующих детских садов АНО ДО «Планета детства "Лада"» и в муниципальных дошкольных учреждениях сопоставимо с введением в действие 5 детских садов, а затрачено на это средств регионального и муниципального бюджета чуть больше 40 млн.
Я уверена, что и депутаты Думы городского округа Тольятти поддерживают наши планы по открытию новых групп в действующих детских садах, расценивая это как способ более эффективного расходования муниципальных средств.
Кроме того, есть уверенность, что будут реализованы областные долгосрочные целевые программы, в которых предусмотрено завершение строительства детского сада в 18 квартале, восстановление зданий бывших детских садов, а также строительство новых.
Хотелось бы сказать еще об одном аспекте, связанном с организацией дошкольного образования, об этом сегодня говорил Анатолий Николаевич – о медицинском обслуживании детей в дошкольных учреждениях. В прошедшем учебном году мы взялись за решение непростой задачи: передать медицинское обслуживание дошкольников в руки профессионалов. Да, мы видим организационные проблемы; вне всякого сомнения, требуется выстраивать и оттачивать систему межведомственного взаимодействия. Но в чем мы абсолютно уверены – лечить должны специалисты в соответствующих условиях.
В связи с этим последовательно идет процесс организации медицинского сопровождения детей, особенно – требующих специализированной поддержки. Впереди еще предстоит столь же непростой вопрос оптимизации имеющихся ресурсов дошкольных учреждений, в которых действуют группы компенсирующей направленности (надо прямо сказать: распыление и так недостаточных ресурсов для полноценного медобслуживания детей с проблемами здоровья, а тем более – с тяжелыми нарушениями снижают эффективность такой работы).
В этом вопросе хотелось бы надеяться на заинтересованное участие родителей дошкольников, ведь это делается исключительно в интересах детей.



Обеспечить безопасность зданий образовательных учреждений, создание в образовательных учреждениях условий, соответствующих современным нормам и требованиям - одна из приоритетных задач муниципалитета.
Эта работа ведется постоянно и планомерно. Специализированными организациями проводятся периодические обследования конструкций зданий на предмет технической безопасности. В итоге за два года соответствующие работы выполнены в 8-ми учреждениях, на эти цели из муниципального бюджета потрачено свыше 9 миллионов рублей.
Состояние кровли – один из важнейших показателей технического состояния всего здания, причем, требующий значительных финансовых затрат. За три последних года выполнен капитальный ремонт кровли с устройством покрытия, отвечающего современным требованиям, в 53 учреждениях. Вместе с тем, нужно сказать, что это только 40% от потребности.
Очень, на мой взгляд, важно, что очередность выполнения ремонта в учреждениях не зависит от каких-либо субъективных факторов, а определяется с учетом срока введения зданий в эксплуатацию и данных экспéртной оценки их фактического состояния. Для возможности отслеживания очередности на сайте департамента образования выложены ранжированные списки учреждений по всем основным видам ремонтных работ и результаты их выполнения.
В течение трех лет в 144-х учреждениях проведена частичная замена оконных блоков. Таким образом, доля детей, обучающихся в условиях полного соблюдения температурного режима, превысила 70%; более половины образовательных учреждений после замены оконных блоков получили необходимые условия для разворачивания работы по экономии энергоресурсов.

Эффективность системной работы по комплексной (в том числе пожарной) безопасности образовательного процесса подтверждает тенденция к уменьшению в муниципальных образовательных учреждениях количества замечаний Госпожнадзора.
Завершена работа по подключению датчиков автоматической пожарной сигнализации на пульт единой дежурной диспетчерской службы. И теперь 100% образовательных учреждений включены в комплексную систему адресного мониторинга раннего обнаружения пожаров.
В соответствии с требованиями Федерального Закона всеми муниципальными образовательными учреждениями разработаны и зарегистрированы декларации пожарной безопасности. Однако расчеты пожарного риска в 10% детских садов требуют целенаправленного выполнения дополнительных компенсирующих мероприятий.
Мы с вами понимаем, насколько это важно: в зданиях – дети. Поэтому выполнение требований безопасности – безусловный приоритет.
В целом, положительные изменения в муниципальной системе образования, связанные с созданием безопасной и комфортной образовательной среды, налицо.
Тем не менее, необходимо отметить, что материально-техническая база образовательных учреждений стремительно устаревает: в муниципальной системе образования 168 зданий образовательных учреждений со сроком службы свыше 20 лет. Это составляет более 80% от общего количества зданий! Темпы износа зданий опережают темпы их реконструкций и капитальных ремонтов. Следовательно, задача приведения зданий и помещений в состояние, соответствующее современным требованиям, становится все более актуальной. В каждом образовательном учреждении должен быть четкий план (а не прожект) устранения замечаний и выполнения компенсирующих мероприятий.

И опять я хочу подчеркнуть: вызванный кризисом дефицит финансовых средств качнул ситуацию не столько в сторону экономии, сколько в сторону эффективности расходования бюджетных средств. Задача каждого руководителя обеспечить расходование средств исключительно по приоритетам и взять под личный контроль содержание договоров и муниципальных контрактов, а также результаты их исполнения.
В последние годы остро стоит проблема приведения состояния спортивных залов, спортивных площадок школ в соответствие с современными требованиями, оснащение их новым игровым и спортивным оборудованием. А без этого решение задачи «обеспечить необходимый объем двигательной активности детей и полноценное физическое развитие» становится малореальным.
В соответствующей городской программе, как и в программе капитального ремонта кровель, определен ранжированный список учреждений. За 2 года капитальный ремонт спортивных залов выполнен в 9-ти учреждениях, где в обновленных и дооснащенных помещениях занимаются физкультурой и спортом более 7 тысяч школьников. Но это только около 12% от общего количества учащихся. Конечно же, это не тот показатель, к которому мы стремимся.
С 2008 года на пришкольных территориях началась работа по устройству современных спортивных площадок. Сейчас их уже пять. За 3 года объем финансирования составил более 18 миллионов рублей.
Считаю необходимым отметить, что данные площадки должны использоваться для проведения спортивных мероприятий не только с учащимися, но и населением микрорайона. Они должны стать реальным объединяющим звеном во взаимодействии семьи и школы, здоровой альтернативой бесцельному времяпрепровождению. Город, несомненно, и дальше продолжит эту работу. А задача руководителей эффективно использовать эти ресурсы, тем более, что позитивный опыт уже есть.

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно-психического развития ребенка, является питание. Дети существенную часть дня проводят в школе. Поэтому на первый план выходит задача организации здорового школьного питания.
Тольятти второй год подряд становится победителем федерального экспериментального проекта по новым формам организации школьного питания. Это придало нам неоценимый стимул для разработки новых моделей, форм, систем учета организации питания школьников. Существенно увеличился охват детей горячим питанием, но нужно стремится к тому, чтобы каждый ребенок в школе полноценно питался.
Эксперимент позволил по-новому взглянуть на организацию питания и в дошкольных образовательных учреждениях. Сегодня задачу повышения эффективности системы организации питания детей мы ставим и в дошкольном образовании.
Я уверена, что родители в этом деле наши активные партнеры.

Организация полноценного питания лишь одна из составных частей системы здоровьесбережения детей. Наша цель – в каждом образовательном учреждении создать комплекс психолого-педагогических, социально-гигиенических, оздоровительных, физкультурных, экологических мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие.
Сколько бы мы ни говорили об образовании, о рождении новой школы, основным ресурсом, вне всякого сомнения, является педагог.

Учитель – прежде всего, Личность, Гражданин. Учитель – Профессионал. А профессионал – это тот, кто, помогая учиться другим, постоянно учится сам…
Вот, чтобы эти качества, без которых невозможна НОВАЯ школа, не угасали, а развивались в каждом педагоге, очень важно, чтобы в школе по-настоящему работала система стимулов.
Надо признать: в этом направлении сделан существенный шаг вперед.
В каждом образовательном учреждении действуют общественные советы, система оплаты труда предусматривает возможность выплаты стимулирующей части. И в рамках одного и того же учреждения налицо дифференциация зарплаты в зависимости от степени достижения критериев…

Вместе с тем, результаты социологического исследования показывают, что только 50% педагогов считают, что сложившаяся система стимулирования в учреждении способствует повышению результативности их труда. Следует отметить, что определяющим фактором, влияющим на отношение работников к стимулированию труда, является не столько размер стимулирующего фонда учреждения, а, прежде всего, принципы и механизмы распределения.
Не обеспечивая гласности и открытости, недооценивая, а порой пренебрегая участием представителей общественности в разработке критериев и принципов распределения стимулирующей части фонда, очень трудно убедить педагогов в объективности оценки качественных результатов их труда.
Вообще говоря, информационная открытость системы образования, на самом деле, является не только одним их основных стимулов для педагога, но и становится определяющим фактором в оценке потребителя (прежде всего, родителя).
Сегодня нельзя недооценивать тот факт, что большинство семей активно используют Интернет.
И возможность получить максимально полную информацию в Сети – совершенно нормальное желание граждан, нельзя этого не учитывать. Поэтому вовсе не понятно, почему этот ресурс не используется в полной мере учреждениями образования.
В какие дни можно сдать документы для постановки в очередь на получение места в детском саду?
Как определить ребенка в школу?
Чем сегодня кормят в столовой?
Когда ближайшее родительское собрание?
Эта и масса другой информации должна быть доступна на каждом сайте. А многие пока, к сожалению, фактически являются пару раз в месяц обновляемыми визитками.

Кроме того, надо шире использовать и разъяснять родителям преимущества доступа по паролю в информационную систему АСУ РСО, которая позволяет родителям видеть и расписание, и доску объявлений, и электронный дневник своего ребенка с данными об успеваемости и посещаемости в сопоставлении с классом, и сведения о занятости в кружках и секциях… Конечно, это непростая работа как в организации самого процесса, так и в подготовке педагогов.
Но считаю, что здесь не может быть отговорок и кивков на большую загруженность. Как отметил Дмитрий Евгеньевич Овчинников: «Искусство управления в том и заключается, чтобы искать и находить пути решения проблем, в том числе посредством изучения опыта тех, кто с этими задачами справился на более раннем этапе». И я уверена, что с этим согласятся все.
Уважаемые родители! Чем ярче проявляются ваши запросы на те или иные сервисы, тем активнее они внедряются нашими педагогами.
Та же самая зависимость наблюдается на примере использования Интернет-сервисов в работе Департамента образования. Постоянно анализируя характер обращений в органы управления, мы последовательно открываем новые возможности гражданам в части оказания электронных услуг.
О степени востребованности интерактивных сервисов на сайте свидетельствует устойчивая тенденция стабильного увеличения количества уникальных посетителей сайта, использование родителями возможности самозаписи на прием по личным вопросам, а также высокая активность пользователей при направлении обращений в Общественную приемную, при просмотре очереди на получение мест в детском саду, прямой трансляции и результатов автоматизированного распределения мест.
Я уверена: если есть заинтересованность, то будет и результат.


Очень верный посыл заложен в президентской инициативе «Наша новая школа»: поддержка и развитие системы образования должна рассматриваться как основа формирования нового качества человеческих ресурсов. Только при условии рождения действительно новой школы следует ожидать поступательного социально-экономического развития общества.
И у нас с вами, друзья, есть всё, чтобы быть успешными!

С началом нового учебного года!

В комментариях к этому сообщению Вы можете высказать свои мнения, пожелания и предложения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий